Чичен-Ица (в переводе с языка майя - "во рту колодца ицы") - политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан, Мексика. Чичен-Ица находится в 1,5 км к югу от небольшого городка Писте (Piste), находящегося на шоссе, соединяющим два крупнейших города северного Юкатана - Мерида (Merida) и Канкун (Cancun).Основан, вероятно, в VII в. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чичен-Ица представляла собой развалины.
Одним из главных архитектурных памятников на территории Чичен-Ицы является «Храм Кукулькана» - 9-ступенчатая пирамида высотой 24 метра с широкими лестницами на каждой из сторон. Своим симметричным расположением, строгой ориентированностью по сторонам света и числом ступеней лестницы символизируют времена года, месяцы и дни. В дни весеннего и осеннего равноденствия здесь можно было наблюдать, как лучи солнца падают на камни пирамиды таким образом, что Пернатый змей‑Кукулькан, голова и хвост которого были высечены соответственно на вершине и в основании пирамиды, словно оживает и, извиваясь, начинает выползать из храма. Недалеко от центра Чичен‑Ица располагался «Колодец смерти» (сенот), в котором жил Юм‑Чак - бог дождя и влаги. Сенот майя считали священным: рек вокруг не было, и вдруг на этом месте известняковая порода провалилась и появилась вода.
В еще один крупный храм города - «Храм воинов» - вел когда‑то просторный зал с колоннами. Бесчисленные колонны, изображающие тольтекских воинов, стоят и сегодня, только без крыши. Здесь была обнаружена и мужская фигура, изображенная в несколько необычной позе: полулежа, приподнявшись на локтях, с высоко поднятой головой. Каменный истукан, переживший храм и город, смотрит так же горделиво и насмешливо, как и 1000 лет назад. Это Чак‑Мооль - божество воинственного племени тольтеков: он держит в руках большое блюдо, в котором, возможно, когда‑то возжигали священный огонь или клали в него подношения богам. Также до наших времен сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел. Кроме того, в городе были 7 «стадионов» для игры в мяч. Такие игровые площадки имели удивительные акустические свойства: два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой - в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров. Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор. Эта «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все туристы могут на себе испытать ее действие.
Всего Чичен-Ица занимает площадь около трех квадратных километров. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.
Чичен-Ица занимает площадь около трех квадратных километров. Современного туриста встречает совершенно иная картина, чем увиденная Стефенсом и другими путешественниками XIX века. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.
Самой известной постройкой Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана. Другая известная постройка — Храм воинов с его колоннадой. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня.
На территории города есть гигантский колодец, созданный природой. Этот знаменитый колодец — его и сейчас продолжают называть священным — поражает своими размерами. Почти круглый, словно его кто-то высверлил огромным коловоротом, он достигает с диаметре шестидесяти метров!
Трудно сказать, как глубоко уходят его крутые, почти отвесно падающие вниз стены, однако хорошо известно расстояние от естественной кромки колодца до мутной глади поверхности его воды — двадцать метров!
Колодец Смерти занимал важное место в жестокой религии древних. В его сине-зеленые воды жрецы майя сбрасывали жертв, чтобы умилостивить богов.
Древние строители Чичен-Ица точно выверяли расположение каждого строения в городе, достигая особого акустического эффекта, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды.
Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.
В это верится с трудом, но такая «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все желающие могут на себе испытать действие этого непостижимого для разума чуда. Как знать, предусмотрен ли был строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»?
Игра в мяч (на языке майя «пок та пок») у древних майя имела ритуальный характер, поэтому игровые площадки были неизменным элементом всех городов майя. В Чичен-Ице их было как минимум 12.
Но среди вполне обычных стадионов в этом городе был грандиозный Большой стадион, который, без сомнения, был сооружен, чтобы увековечить память о военных успехах правителей.
Большой стадион не имел себе равных ни по размеру, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч.
Это целый архитектурный комплекс, состоящий из окруженной стенами площадки и четырех храмов.
Стены стадиона украшены барельефами с изображениями различных моментов игры в мяч, игроков в своеобразных одеждах и событий, сопутствующих игре.
Поразительны размеры сооружения. Общая длина площадки для игры в мяч 147 метров, ширина 36 метров, кольца встроены на высоте 8(!) метров!
Сложно представить, как можно было играть на поле такого масштаба.
Саму площадку древние строители сориентировали почти строго с севера на юг. На высокой двухметровой панели возвышались массивные громады трибун — восточной и западной. Стены трибун поднимались вверх от панели еще на 6 метров. Прибавьте к ним высоту самих панелей, и получится, что зрители наблюдали за игрой с отвесной стены восьмиметровой высоты!
Это обеспечивало им безопасность. Литой каучуковый мяч, которым сражались игроки, летел с такой силой, что мог убить зазевавшегося или не очень расторопного игрока, а тем более зрителя, не тренированного для подобных забав.
С севера и с юга площадку ограничивали каменные стены. В центре каждой из них прямо друг против друга стояли два небольших великолепных храма. Но самым замечательным сооружением Большого стадиона Чичен-Ицы был храм Ягуара с пирамидальным основанием, построенный на восточной трибуне.
У его входа — две массивные колонны, выполненные в форме крылатых змеев с отпугивающе раскрытой громадной пастью. Храм раскрашен яркими, сочными красками, украшен каменными барельефами и скульптурами. Он господствовал над всеми остальными сооружениями стадиона. В храме находился каменный трон. Правитель Чичен-Ицы наблюдал отсюда за священной игрой.
Традиция игры в мяч у древних майя предполагала комплект снаряжения, который состоял из «хомута» (он закреплялся на поясе игрока), наколенников, защитной обмотки на руках и под «хомутом», а также каменной биты, по форме напоминающей гирю.
Тяжелый (до 2 кг) каучуковый мяч размером с человеческую голову принимался на «хомут» или отбивался битой. Дотрагиваться до мяча игроки могли лишь бедрами, локтями и коленями. Бросать мяч рукой или ударять ступней категорически запрещалось. Такая игра на практике превращалась в динамичный гладиаторский поединок, где ошибка могла стоить игроку жизни.
Много часов длилась игра. Попасть в кольцо было невероятно трудно, так как его диаметр был лишь на ничтожно малую величину больше диаметра мяча. Между тем каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением с кольцом, засчитывался как штрафное очко (кольцо имело вид свернувшегося Пернатого змея или головы священного попугая гуакамайя, прикосновение к которым считалось великим кощунством). Побеждала команда, которой удавалось, наконец, забить мяч.
Соревнование носило ритуальный, магический характер, о чем, в частности, свидетельствует эпос майя «Пополь-Вух». Игра заканчивалась ритуалом жертвоприношения богу Солнца. Ритуал этот теснейшим образом был связан с культом плодородия — изображения сцен игры и обезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.
После игры на высокой стене, служившей платформой Южного храма, жрецы зажигали каучуковые мячи. Густой дым, медленно поднимавшийся к небу, извещал о начале жестокого церемониала. Закон священной игры требовал смерти капитана проигравшей команды. И обезглавливал его… капитан отряда-победителя!
Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).
Пирамида была построена в ХI веке и посвящена высшему богу. «Кукулькан» на языке майя означает «оперённый змей» (чаще встречается менее правильный перевод — «пернатый змей»). Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м.
На сторонах пирамиды — 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир —то место, куда они отправлялись после смерти.
К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев.
Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 x 4 + 1 = 365 — количество дней в году.
Эти цифры — вовсе не случайное совпадение. Ученые сделали заключение, что майя положили в основу пирамиды принцип календаря. Да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение.
Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света.
Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно.
Подъем по лестнице на верхнюю площадку пирамиды небезопасен. Лишь одна, западная лестница, реставрирована, и по ней можно подниматься, держась за протянутую вдоль железную цепь.
При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы.
Есть у пирамиды Кукулькана и еще одна интересная особенность. Она была обнаружена только в ХХ веке при реставрации этого сооружения. Дважды в году происходит явление, которое непосвященным может показаться чудом...
Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект. Тысячи людей собираются в ожидании удивительного зрелища.
Время отсчитывает последние секунды. И вот с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды...
А происходит это так:
17 часов 15 минут. На баллюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. По мере того, как солнце опускается все ниже и ниже, картина становится более отчетливой.
17 часов 30 минут. Семь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.
Можно только предполагать, что это символизировало для майя. Возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что священный Пернатый змей Кукулькан как бы возвращается к жизни. Современные же паломники утверждают, что при виде необычного зрелища у них наступает духовное просветление.
Это почти волшебное явление древнего божества как сигнал наступления равноденствия показывает, что у древних майя существовала развитая геодезия и астрономия. Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась!
Только цивилизация с высококвалифицированными топографами и астрономами могла добиться столь прецизионной точности, чтобы получить из игры света и тени уникальное изображение в точно заданном месте в точно заданный момент!
Источник