Самолет
Ил-78 (по классификации НАТО MIDAS) был разработан в ОАО "Авиационный
комплекс им. С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил") в начале 80-х годов на основе
военно-транспортного самолета Ил-76МД путем внесения в его конструкцию
ряда изменений. В их числе: установка в грузовой кабине два
цилиндрических топливных бака общей емкостью 28000 кг
топлива; переоборудована кабина стрелка кормовой пушечной установки в
кабину оператора дозаправки с установкой необходимого оборудования; под
каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны
установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А;
усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в т.ч. установлена
система ближней навигации "Встреча" для взаимного поиска и сближения с
боевым самолетом на дистанцию 300 км в сложных метеорологических условиях в любое время суток.
Самолет Ил-78 был испытан и принят на вооружение в 1983 г., начал поступать на вооружение строевых частей ВВС в 1987 г..
Серийно производится на "Ташкентском АПО им. В.П. Чкалова".
Назначение
Самолет
Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов (тяжелых
бомбардировщиков, базовых патрульных самолетов, ДРЛО, тактических
МиГ-31, Су-24, Су-27 и других) в воздухе с целью увеличения их радиуса
действия, увеличения массы боевого груза и увеличения продолжительности
патрулирования в воздухе.
Применение и особенности
Дозаправка
одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного
подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" с
подкрыльевых агрегатов является стандартными вариантами его применения.
Возможна одновременная заправка трех истребителей с использованием всех
трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 (2500) км от аэродрома
базирования танкер может передать другим самолетам 60000-65000 (до
32000-36000) кг топлива. В зависимости от режима заправки
производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин,
количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков
57-720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85-720 кг.
Особенность
самолета-заправщика Ил-78 состоит в том, что у него сохранился грузовой
люк с рампой и створками. Поэтому после снятия агрегатов заправки и
демонтажа он может использоваться в качестве транспортного самолета.
На
самолете Ил-78 установлен комплекс пилотажно-навигационного и связного
оборудования, аппаратура радиосистемы ближней навигации РСБН-70,
дополнительная светотехническая аппаратура в хвостовой части.
Двигательная установка самолета включает четыре двигателя ТРДД типа Д-30КП-2, созданного ОАО "Авиадвигатель" (г. Пермь).
Дальнейшим
развитием самолета Ил-78 стал Ил-78М. Усиление конструкции крыла и
другие конструктивные меры позволили взлетную массу самолета довести до
210 т (190 т у Ил-78). Для снижения собственного веса самолета и
увеличения принимаемого на борт запаса топлива убран задний грузовой люк
и отсутствует транспортно-десантное оборудование.
Это
позволило снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило
возможность его использования в качестве военно-транспортного самолета.
Первый полет Ил-78М состоялся в 1988 г.
Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60000-65000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг - на дальности 4000 км.