Идея создания универсального ударного самолета была актуальна не только за рубежом. Еще в середине 80-х годов в ОКБ им. П.О.Сухого начались работы над созданием новой ударной машины 4-го поколения на базе истребителя Су-27. Проект под шифром Т-10B был впоследствии реализован, как фронтовой бомбардировщик Су-34. В связи с известными политико-экономическими переменами, произошедшими в нашем Отечестве, серийное производство Су-34 началось всего несколько лет назад, в настоящее время новые бомбардировщики постепенно сменяют на боевом посту самолеты предыдущего поколения Су-24. Будем надеяться, что в недалеком будущем Су-34 станут основным самолетом фронтовой бомбардировочной авиации ВВС России, а их экспортные модификации получат широкое признание на мировом рынке.
Две совершенно разные машины – Су-34 и F-15E ориентированы на выполнение одинаковых задач. Какая машина оказалась совершеннее? И вообще, корректно ли сравнивать Су-34 с F-15E? Постараемся ответить на эти вопросы.
Родословная героев
Удар с фланга
Многоцелевой высокоманевренный истребитель с непревзойденными летными характеристиками. Су-27 вывел высший пилотаж на новый уровень, открыл недостижимые ранее в авиации режимы полета. Отечественные и зарубежные специалисты признают, что на самолете реализована лучшая на сегодняшний день аэродинамическая схема. Благодаря интегральной компоновке и заложенной в конструкцию статической неустойчивости, истребитель Су-27 получил превосходство в ближнем маневренном бою над любым воздушным противником.
Гены убийцы Проверенный киллер, одержавший 104 подтвержденные воздушные победы. Первый в мире самолет четвертого поколения, который десять лет, до появления Су-27, был бесспорным властителем небес – всякий, кто рискнул бросить вызов F-15, в тот же миг пополнял список трофеев «Игла».
Су-34
Сверхзвуковой бронепалубный крейсер, предназначенный для безумных маловысотных рейдов на позиции противника. Мощная ударная машина на базе истребителя специализируется на уничтожении сильнозащищенных целей, ночью и днем, в самый плотный туман и яростную грозу, в условиях мощных радиоэлектронных помех и эшелонированной противовоздушной обороны.
Су-34 объединил в себе опыт боевого применения ударных машин в локальных конфликтах. Впервые в истории авиации, кабина фронтового бомбардировщика выполнена в виде прочной бронекапсулы. Экипаж и важнейшие агрегаты самолета прикрыты титановой броней толщиной до 17 мм.
Несмотря на сомнения ряда специалистов в целесообразности подобной защиты на современном самолете (пуля пулемета ДШК пробивает 20 мм броневой стали с дистанции 500 м, снаряды 23-мм автоматической зенитки рвут в клочья такую броню на дистанции километр, а о поражающих факторах боевых частей зенитных ракет не стоит даже упоминать) – несмотря на все эти сомнения, бронезащита надежно защищает самолет от шальной пули из стрелкового оружия, что повышает выживаемость машины в маловысотных полетах над вражеской территорией.
Уникальной особенностью Су-34 стало наличие второй РЛС для обзора задней полусферы - система вовремя предупредит экипаж об угрозе, и, если потребуется, ответит залпом управляемых ракет на попытку вражеского истребителя ударить «сухому» в спину.
Сильные турбулентные вихри и резкие порывы ветра вблизи земли не смогут помешать экипажу выполнить боевую задачу – чуткая электроника Су-34 определит нарастание нагрузок и на помощь летчикам придет переднее горизонтальное оперение самолета, система автоматически демпфирует вредные аэродинамические явления.
Фирменным знаком Су-34 стала двухместная кабина, в которой лётчик и штурман не «дышат в затылок» друг другу, а сидят «плечом к плечу» - такое решение улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между членами экипажа. Кабина «сухого» оборудована всем необходимым для дальних рейдов – на борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха – один из членов экипажа может вздремнуть прямо на полу между кресел.
Умная электроника самостоятельно ведет самолет к цели, пилоты утолили голод, и с комфортом расположились в теплой просторной кабине в комфортабельных катапультных креслах К-36ДМ…Идиллия! Несмотря на язвительные замечания по поводу необходимости таких удобств на борту фронтового бомбардировщика, боевой вылет которого длится от силы 2-3 часа, - что плохого в том, что конструкторам удалось обеспечить столь беспрецедентные меры для удобства работы экипажа? Если бы, наоборот, пилоты сидели в узкой тесной кабине – начались разговоры о том, что инженеры совсем не уделяют внимание эргономике.
А что же вооружение? Чем обрадует российский фронтовой бомбардировщик «вероятного противника»? Восемь тонн боевой нагрузки на 12 узлах внешней подвески, встроенная авиационная пушка калибра 30 мм. Широкая номенклатура вооружения: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух-поверхность» - различных по массе и назначению.
Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы, подвесные топливные баки, контейнеры малогабаритных грузов и авиационное вооружение для ведения воздушного боя, в целом аналогичное истребителю Су-27, – например, 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ.
Несмотря на короткий срок эксплуатации, Су-34 уже довелось принять участие в реальном боевом конфликте. Во время войны «трех восьмерок» Су-34 ВВС России применялся для ведения радиоэлектронной борьбы над грузинскими позициями. В ходе оного из боевых вылетов, он уничтожил противорадарной ракетой Х-31П ключевую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби, тем самым, парализовав грузинскую систему ПВО.
F-15E «Страйк Игл»
«Страйк Игл» - во многом неоднозначная машина, часто обозначаемая, как многоцелевой истребитель. Увы, это заблуждение: по факту F-15E - мощный ударный самолет, ориентированный на уничтожение наземных целей. Если называть вещи своими именами, то F-15E является фронтовым (тактическим) бомбардировщиком – выбирайте название себе по вкусу. У меня имеются на этот счет достаточно веские основания:
1. Утверждение о том, что F-15E приписаны к истребительным частям ВВС США абсолютно ничего не доказывает. Например, в истребительных подразделения, наряду с F-15E, числятся противотанковые штурмовики А-10 «Тандерболт». Парадокс? Или бессмысленная секретность?
2. Тактический бомбардировщик (повторяю: бомбардировщик!) F-15E способен применять самый широкий в мире спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность», среди которых:
- управляемые и неуправляемые бомбы массой до 5000 фунтов (2270 кг),
- линейка боеприпасов JDAM (комплект на основе GPS, превращающий любую свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие),
- три вида кассетных боеприпасов CBU
- управлямые ракеты AGM-65 «Мэврик», тяжелые AGM-130 и AGM-158,
- противокорабельные ракеты «Гарпун»,
- противорадиолокационные ракеты HARM,
- тактическое ядерное оружие – бомбы B61 с восемью типами боевых частей различной мощности, для уничтожения высокозащищенных целей. На всякий случай.
3. Экипаж из двух человек, возможность выполнять полет на сверхмалой высоте в режиме следования рельефу местности, радиолокационная станция, оптимизированная для обнаружения наземных целей, 10 400 кг подвесных элементов (бомбы, топливные баки, прицельно-навигационные комплексы) – именно с этих позиций нужно смотреть на самолет.
4. Наконец, опыт применения F-15E не оставляет никаких сомнений – перед нами бомбардировщик, стыдливо маскирующийся под истребитель. Страшный кровавый след тянется за «Стайк Иглом» через горы Афганистана и богатое нефтью Междуречье, через Палестину, Балканы и Ливию… Только зимой 1991 года в Ираке, тогда еще 24 «экспериментальных» F-15E совершили 2142 боевых вылета! Какую работу выполняли «Страйк Иглы» в Ираке? Занимались поиском и уничтожением важных наземных целей: ракетных позиций «Скадов», командных пунктов, автоколонн, зенитно-ракетных комплексов, случайно уцелевших после оглушительного удара «Томагавками».
Сила «Страйк Игла» в его подвесных контейнерах, в первую очередь, прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night), усиливающей свет звезд в 25 тысяч раз. В техническом плане система состоит из двух электронных блоков – навигационного AN/AAQ-13 и прицельного AN/AAQ-14, данные с которых проецируются на индикатор лобового стекла кабины. Масса каждого контейнера в пределах 200 кг, навигационный содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом местности, прицельный – дополнительный тепловизор с высоким разрешением, лазерный дальномер и датчики сопровождения цели. Все это позволяет «Страйк Иглу» совершать скоростные броски на сверхмалой высоте (30-70 м в зависимости от рельефа), обнаруживать и уничтожать точечные цели в любое время суток и при любых погодных условиях.
LANTIRN является непременным атрибутом большинства самолетов ВВС США, действующих в локальных конфликтах – помимо F-15E, этим комплеком оснащены последние модификации F-16. Но у «Страйк Игла» имеются и некоторые уникальные особенности, например – радиолокационная станция APG-70 c высокой разрешающей способностью при обнаружении наземных объектов: на дальности 300 км разрешение составляет 38 м (этого достаточно, чтобы заметить изгиб русла реки или контрастное здание в зоне городской застройки), с дистанции 30 км разрешение радара «Страйк Игла» улучшается до 2,5 м – становится видна любая точечная цель. Другой особенностью APG-70 стала возможность картографирования подстилающей местности, при этом «картинка» сохраняет достаточное качество даже при маневрировании с многократной перегрузкой.
Прошло 20 лет и APG-70 с щелевой антенной решеткой окончательно устарел – в настоящее время ведется замена старого радара на перспективный APG-82. «Страйк Иглы» - единственные в мире тактические бомбардировщики, оснащенные РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Представители ВВС США подчеркивают, что F-15E создавался специально для действий в условиях сильной ПВО противника, а в случае ухудшения обстановки, способен самостоятельно постоять за себя в воздушном бою – изменения в специализации самолета мало коснулись его истребительных качеств. «Страйк Игл» по прежнему способен нести и применять ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, в том числе AIM-120 (любимая ракета истребителей типа F-15, обычно на международных учениях представители зарубежных ВВС просят не использовать это оружие – иначе воздушный бой заканчивается, так и не успев начаться).
Сохранились и летные характеристики истребителя для завоевания превосходства в воздухе – скороподъемность «Страйк Игла» достигает 250 м/с, а максимальная скорость без подвесок превышает 2,5 скорости звука (2650 км/ч). Разумеется, это имеет мало отношения к выполнению его «основной работы» - на предельно малой высоте, увешанный гроздьями бомб «Страйк Игл», как и Су-34, летает на околозвуковых скоростях.
Высокие боевые характеристики и универсальность «Страйк Игла» снискали ему определенную популярность на международном рынке вооружений. Помимо ВВС США, дорогой и сложный «Страйк Игл» ограниченно эксплуатирует Израиль (25 машин, модификация F-15I «Гром»), развращенная нефтью и собственным величием Саудовская Арабия (84 машины, модификация F-15S) и город-государство Сингапур (24 машины модификация F-15SG) – кстати, эта крошечная страна обладает поистине огромными ВВС – более 100 самыхсовременных боевых самолетов, при этом площадь Сингапура в 4 раза меньше площади Москвы! Еще одним оператором F-15E является Южная Корея – в 2002 году, несмотря на участие таких «корифеев», как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Су-35, тендер на поставку 40 боевых самолетов все-таки выиграл «Страйк Игл» (корейская модификация F-15K).
Хорошо заметно, что «топовую» модификацию тактического бомбардировщика заказывают только самые богатые союзники США, маленькие европейские страны НАТО предпочитают закупать относительно дешевые F-16. Натовской авиации чаще всего приходится действовать в локальных конфликтах, где нет мощной ПВО, а авиация противника уничтожена на аэродромах. При использовании подвесных контейнеров с прицельно-навигационным оборудованием, разница между F-15E и F-16 Block 60 в таких условиях не принципиальна, а F-16 стоит вполовину дешевле. Хотя какой разговор об экономии неуместен, если только комплект контейнеров LANTIRN стоит 5 млн. долларов!
Итоги заочной схватки
Российский фронтовой бомбардировщик создан в результате глобального переосмысления истребителя Су-27. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть, любой элемент конструкции Су-34 представляет собой совершенно новую деталь. Бронекабина, шасси, бортовая радиоэлектроника… изменилось буквально все. Появилось переднее горизонтальное оперение, но исчезли подфюзеляжные гребни и регулируемые воздухозаборники двигателей. При создании перспективного бомбардировщика Су-34 были учтены результаты последних локальных конфликтов, в результате, появился мощный и сбалансированный ударный самолет.
Американский F-15E – удачный экспромт на основе серийного истребителя, точнее его двухместной учебной модификации F-15D. На самолете подверглись изменению только ключевые элементы – его авионика и вооружение. «Страйк Игл» поражает своими высокими технологиями: радар с АФАР, всеракурсная станция постановки активных помех, конформные топливные баки (выполненные в виде обтекаемых накладок на боковые поверхности самолета).
Каждая машина сильна по-своему. Единственное убедительное преимущество «Страйк-Игла» - его огромный боевой опыт. Но, несмотря на все долгие рассуждения, истина вполне очевидна – оказавшись на месте летчика, любой из нас предпочел бы бронированную кабину Су-34.
Две совершенно разные машины – Су-34 и F-15E ориентированы на выполнение одинаковых задач. Какая машина оказалась совершеннее? И вообще, корректно ли сравнивать Су-34 с F-15E? Постараемся ответить на эти вопросы.
Родословная героев
Удар с фланга
Многоцелевой высокоманевренный истребитель с непревзойденными летными характеристиками. Су-27 вывел высший пилотаж на новый уровень, открыл недостижимые ранее в авиации режимы полета. Отечественные и зарубежные специалисты признают, что на самолете реализована лучшая на сегодняшний день аэродинамическая схема. Благодаря интегральной компоновке и заложенной в конструкцию статической неустойчивости, истребитель Су-27 получил превосходство в ближнем маневренном бою над любым воздушным противником.
Гены убийцы Проверенный киллер, одержавший 104 подтвержденные воздушные победы. Первый в мире самолет четвертого поколения, который десять лет, до появления Су-27, был бесспорным властителем небес – всякий, кто рискнул бросить вызов F-15, в тот же миг пополнял список трофеев «Игла».
Су-34
Сверхзвуковой бронепалубный крейсер, предназначенный для безумных маловысотных рейдов на позиции противника. Мощная ударная машина на базе истребителя специализируется на уничтожении сильнозащищенных целей, ночью и днем, в самый плотный туман и яростную грозу, в условиях мощных радиоэлектронных помех и эшелонированной противовоздушной обороны.
Су-34 объединил в себе опыт боевого применения ударных машин в локальных конфликтах. Впервые в истории авиации, кабина фронтового бомбардировщика выполнена в виде прочной бронекапсулы. Экипаж и важнейшие агрегаты самолета прикрыты титановой броней толщиной до 17 мм.
Вход в кабину через нишу передней стойки шасси
Несмотря на сомнения ряда специалистов в целесообразности подобной защиты на современном самолете (пуля пулемета ДШК пробивает 20 мм броневой стали с дистанции 500 м, снаряды 23-мм автоматической зенитки рвут в клочья такую броню на дистанции километр, а о поражающих факторах боевых частей зенитных ракет не стоит даже упоминать) – несмотря на все эти сомнения, бронезащита надежно защищает самолет от шальной пули из стрелкового оружия, что повышает выживаемость машины в маловысотных полетах над вражеской территорией.
Уникальной особенностью Су-34 стало наличие второй РЛС для обзора задней полусферы - система вовремя предупредит экипаж об угрозе, и, если потребуется, ответит залпом управляемых ракет на попытку вражеского истребителя ударить «сухому» в спину.
Сильные турбулентные вихри и резкие порывы ветра вблизи земли не смогут помешать экипажу выполнить боевую задачу – чуткая электроника Су-34 определит нарастание нагрузок и на помощь летчикам придет переднее горизонтальное оперение самолета, система автоматически демпфирует вредные аэродинамические явления.
Фирменным знаком Су-34 стала двухместная кабина, в которой лётчик и штурман не «дышат в затылок» друг другу, а сидят «плечом к плечу» - такое решение улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между членами экипажа. Кабина «сухого» оборудована всем необходимым для дальних рейдов – на борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха – один из членов экипажа может вздремнуть прямо на полу между кресел.
Умная электроника самостоятельно ведет самолет к цели, пилоты утолили голод, и с комфортом расположились в теплой просторной кабине в комфортабельных катапультных креслах К-36ДМ…Идиллия! Несмотря на язвительные замечания по поводу необходимости таких удобств на борту фронтового бомбардировщика, боевой вылет которого длится от силы 2-3 часа, - что плохого в том, что конструкторам удалось обеспечить столь беспрецедентные меры для удобства работы экипажа? Если бы, наоборот, пилоты сидели в узкой тесной кабине – начались разговоры о том, что инженеры совсем не уделяют внимание эргономике.
А что же вооружение? Чем обрадует российский фронтовой бомбардировщик «вероятного противника»? Восемь тонн боевой нагрузки на 12 узлах внешней подвески, встроенная авиационная пушка калибра 30 мм. Широкая номенклатура вооружения: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух-поверхность» - различных по массе и назначению.
Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы, подвесные топливные баки, контейнеры малогабаритных грузов и авиационное вооружение для ведения воздушного боя, в целом аналогичное истребителю Су-27, – например, 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ.
Несмотря на короткий срок эксплуатации, Су-34 уже довелось принять участие в реальном боевом конфликте. Во время войны «трех восьмерок» Су-34 ВВС России применялся для ведения радиоэлектронной борьбы над грузинскими позициями. В ходе оного из боевых вылетов, он уничтожил противорадарной ракетой Х-31П ключевую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби, тем самым, парализовав грузинскую систему ПВО.
F-15E «Страйк Игл»
«Страйк Игл» - во многом неоднозначная машина, часто обозначаемая, как многоцелевой истребитель. Увы, это заблуждение: по факту F-15E - мощный ударный самолет, ориентированный на уничтожение наземных целей. Если называть вещи своими именами, то F-15E является фронтовым (тактическим) бомбардировщиком – выбирайте название себе по вкусу. У меня имеются на этот счет достаточно веские основания:
1. Утверждение о том, что F-15E приписаны к истребительным частям ВВС США абсолютно ничего не доказывает. Например, в истребительных подразделения, наряду с F-15E, числятся противотанковые штурмовики А-10 «Тандерболт». Парадокс? Или бессмысленная секретность?
2. Тактический бомбардировщик (повторяю: бомбардировщик!) F-15E способен применять самый широкий в мире спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность», среди которых:
- управляемые и неуправляемые бомбы массой до 5000 фунтов (2270 кг),
- линейка боеприпасов JDAM (комплект на основе GPS, превращающий любую свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие),
- три вида кассетных боеприпасов CBU
- управлямые ракеты AGM-65 «Мэврик», тяжелые AGM-130 и AGM-158,
- противокорабельные ракеты «Гарпун»,
- противорадиолокационные ракеты HARM,
- тактическое ядерное оружие – бомбы B61 с восемью типами боевых частей различной мощности, для уничтожения высокозащищенных целей. На всякий случай.
3. Экипаж из двух человек, возможность выполнять полет на сверхмалой высоте в режиме следования рельефу местности, радиолокационная станция, оптимизированная для обнаружения наземных целей, 10 400 кг подвесных элементов (бомбы, топливные баки, прицельно-навигационные комплексы) – именно с этих позиций нужно смотреть на самолет.
4. Наконец, опыт применения F-15E не оставляет никаких сомнений – перед нами бомбардировщик, стыдливо маскирующийся под истребитель. Страшный кровавый след тянется за «Стайк Иглом» через горы Афганистана и богатое нефтью Междуречье, через Палестину, Балканы и Ливию… Только зимой 1991 года в Ираке, тогда еще 24 «экспериментальных» F-15E совершили 2142 боевых вылета! Какую работу выполняли «Страйк Иглы» в Ираке? Занимались поиском и уничтожением важных наземных целей: ракетных позиций «Скадов», командных пунктов, автоколонн, зенитно-ракетных комплексов, случайно уцелевших после оглушительного удара «Томагавками».
Сила «Страйк Игла» в его подвесных контейнерах, в первую очередь, прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night), усиливающей свет звезд в 25 тысяч раз. В техническом плане система состоит из двух электронных блоков – навигационного AN/AAQ-13 и прицельного AN/AAQ-14, данные с которых проецируются на индикатор лобового стекла кабины. Масса каждого контейнера в пределах 200 кг, навигационный содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом местности, прицельный – дополнительный тепловизор с высоким разрешением, лазерный дальномер и датчики сопровождения цели. Все это позволяет «Страйк Иглу» совершать скоростные броски на сверхмалой высоте (30-70 м в зависимости от рельефа), обнаруживать и уничтожать точечные цели в любое время суток и при любых погодных условиях.
Индикатор на лобовом стекле истребителя F-16, оснащенного контейнером LANTIRN
LANTIRN является непременным атрибутом большинства самолетов ВВС США, действующих в локальных конфликтах – помимо F-15E, этим комплеком оснащены последние модификации F-16. Но у «Страйк Игла» имеются и некоторые уникальные особенности, например – радиолокационная станция APG-70 c высокой разрешающей способностью при обнаружении наземных объектов: на дальности 300 км разрешение составляет 38 м (этого достаточно, чтобы заметить изгиб русла реки или контрастное здание в зоне городской застройки), с дистанции 30 км разрешение радара «Страйк Игла» улучшается до 2,5 м – становится видна любая точечная цель. Другой особенностью APG-70 стала возможность картографирования подстилающей местности, при этом «картинка» сохраняет достаточное качество даже при маневрировании с многократной перегрузкой.
Прошло 20 лет и APG-70 с щелевой антенной решеткой окончательно устарел – в настоящее время ведется замена старого радара на перспективный APG-82. «Страйк Иглы» - единственные в мире тактические бомбардировщики, оснащенные РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Представители ВВС США подчеркивают, что F-15E создавался специально для действий в условиях сильной ПВО противника, а в случае ухудшения обстановки, способен самостоятельно постоять за себя в воздушном бою – изменения в специализации самолета мало коснулись его истребительных качеств. «Страйк Игл» по прежнему способен нести и применять ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, в том числе AIM-120 (любимая ракета истребителей типа F-15, обычно на международных учениях представители зарубежных ВВС просят не использовать это оружие – иначе воздушный бой заканчивается, так и не успев начаться).
Сохранились и летные характеристики истребителя для завоевания превосходства в воздухе – скороподъемность «Страйк Игла» достигает 250 м/с, а максимальная скорость без подвесок превышает 2,5 скорости звука (2650 км/ч). Разумеется, это имеет мало отношения к выполнению его «основной работы» - на предельно малой высоте, увешанный гроздьями бомб «Страйк Игл», как и Су-34, летает на околозвуковых скоростях.
Высокие боевые характеристики и универсальность «Страйк Игла» снискали ему определенную популярность на международном рынке вооружений. Помимо ВВС США, дорогой и сложный «Страйк Игл» ограниченно эксплуатирует Израиль (25 машин, модификация F-15I «Гром»), развращенная нефтью и собственным величием Саудовская Арабия (84 машины, модификация F-15S) и город-государство Сингапур (24 машины модификация F-15SG) – кстати, эта крошечная страна обладает поистине огромными ВВС – более 100 самыхсовременных боевых самолетов, при этом площадь Сингапура в 4 раза меньше площади Москвы! Еще одним оператором F-15E является Южная Корея – в 2002 году, несмотря на участие таких «корифеев», как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Су-35, тендер на поставку 40 боевых самолетов все-таки выиграл «Страйк Игл» (корейская модификация F-15K).
У переднего F-15E под гондолами двигателей хорошо заметны контейнеры с прицельно-навигационной системой
Хорошо заметно, что «топовую» модификацию тактического бомбардировщика заказывают только самые богатые союзники США, маленькие европейские страны НАТО предпочитают закупать относительно дешевые F-16. Натовской авиации чаще всего приходится действовать в локальных конфликтах, где нет мощной ПВО, а авиация противника уничтожена на аэродромах. При использовании подвесных контейнеров с прицельно-навигационным оборудованием, разница между F-15E и F-16 Block 60 в таких условиях не принципиальна, а F-16 стоит вполовину дешевле. Хотя какой разговор об экономии неуместен, если только комплект контейнеров LANTIRN стоит 5 млн. долларов!
Итоги заочной схватки
Российский фронтовой бомбардировщик создан в результате глобального переосмысления истребителя Су-27. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть, любой элемент конструкции Су-34 представляет собой совершенно новую деталь. Бронекабина, шасси, бортовая радиоэлектроника… изменилось буквально все. Появилось переднее горизонтальное оперение, но исчезли подфюзеляжные гребни и регулируемые воздухозаборники двигателей. При создании перспективного бомбардировщика Су-34 были учтены результаты последних локальных конфликтов, в результате, появился мощный и сбалансированный ударный самолет.
Американский F-15E – удачный экспромт на основе серийного истребителя, точнее его двухместной учебной модификации F-15D. На самолете подверглись изменению только ключевые элементы – его авионика и вооружение. «Страйк Игл» поражает своими высокими технологиями: радар с АФАР, всеракурсная станция постановки активных помех, конформные топливные баки (выполненные в виде обтекаемых накладок на боковые поверхности самолета).
Каждая машина сильна по-своему. Единственное убедительное преимущество «Страйк-Игла» - его огромный боевой опыт. Но, несмотря на все долгие рассуждения, истина вполне очевидна – оказавшись на месте летчика, любой из нас предпочел бы бронированную кабину Су-34.