Донная активность проявляется в вытекающей из недр планеты и расползающейся по океанскому дну некой субстанции, похожей на вулканическую лаву, пишет newsland.ru. Трещины на дне океана как бы пульсируют периодическими выбросами горячей магмы, протяженность таких ращелин — 80—90 тыс. км. Извержения лавы из кратеров вулканов составляют лишь десятую часть от общей массы лавы, все остальное извергается именно из расселин. Этой лавы хватило бы, чтобы ежегодно покрывать все дороги Америки трехметровым слоем горной породы.
Кроме того, ученым из университета штата Вашингтон в Сиэтле удалось взять пробы извергнутой из расселин жидкости. Она оказалось весьма изобилующей бактериями и насыщенной разнообразными солями. Теперь специалисты озадачены: как эти экзотические организмы умудряются себя хорошо чувствовать при температуре кипения?
- Это новейший рубеж микробиологии, — заявил Джон Барр, биолог, взявшийся за изучение теплоустойчивых микроорганизмов.
Трещины между тектоническими плитами на дне океана, особенно расселина Гордо-Рич, стали особенно знамениты в 1980-е годы, когда выяснилось, что они окаймлены залежами золота и других ценных металлов. Это открытие помогло в те годы тогдашнему президенту США Р. Рейгану ускорить принятие закона о расширении границ США до 230-мильной зоны в океане.
Но даже после этого расселины оставались мало изученными и их эволюция была загадкой. Лишь в 1990-е годы военно-морские гидрофоны позволяли исследователям фиксировать подобные извержения достаточно регулярно. Почему застучало «сердце» нашей планете — сегодня ученые ломают головы над этой загадкой.